Сейчас поисковики (Яндекс, Гугл и другие) используют разные источники и способны получать огромное количество информации о своих пользователях.
Распространение разных устройств, с помощью которых можно «здесь и сейчас» выходить в Интернет, возможность отслеживать действия, месторасположение и предпочтения пользователей дает поисковикам массу информации для анализа.
Эта информация позволяет понять связь между намерениями и действиями людей. Современные поисковики занимаются не только нахождением тех веб-страниц, которые ищут пользователи в качестве ответов на свои запросы. В Гугле успешно применяется “упреждающий поиск”, благодаря которому Гугл готов предоставить пользователю необходимую информацию еще до поиска ответов на вопросы.
Поисковики работают как информационные платформы и интеллектуальные системы, обеспечивая пользователям поддержку в решении любых вопросов, с применением любых устройств. Естественно, это выходит за рамки обычного сканирования всемирной сети и отображения простого перечня ссылок на веб-страницы.
Возьмем, к примеру, поисковую систему Bing, выпущенную компанией Microsoft в 1998 году. Поиск Bing обеспечивает интеллектуальность поиска благодаря своей интеграции с офисным пакетом Office, с игровой приставкой Xbox, с операционной системой Windows. Напомню, что поиск Bing, офис Office, игра Xbox, операционные системы Windows — это разработки программистов известной компании Microsoft.
В Яндекс и в Google работают другие команды разработчиков. И Яндекс, и Google имеют собственные инструменты обеспечения интеллектуального поиска, что позволяет им получать множество дополнительных сведений о пользователях. Эта информация помогает поисковикам улучшить поисковую выдачу в плане ее персонализации. Последнее означает, что в одном и том же поисковике по одному и тому же запросу информация, выданная поисковиком, у разных пользователей, работающих за разными устройствами, может отличаться, например, парой ссылок или больше.
Что про Вас знает Яндекс?
Поисковики автоматически сейчас определяют местоположение пользователя по его IP-адресу. Хотите прямо сейчас узнать, что знает про Вас Яндекс? Тогда переходите по ссылке:
Перейдя по ссылке, Вы увидите, что Яндекс знает
- Ваш регион,
- IP-адрес,
- браузер,
- операционную систему и
- даже разрешение экрана.
Согласитесь, довольно обширная информация о конкретном пользователе. Поэтому на один и тот же запрос, введенный в поисковик Яндекс, разным пользователям Яндекс может выдать разные веб-страницы.
Что про Вас знает Гугл?
У Гугла есть свои возможности для сбора информации о пользователе. И Гугл рад с нами поделиться такой информацией, например, это Гугл карты. Если перейти по ссылке
https://www.google.ru/maps?hl=ru
то, вероятно, Вы увидите, что Гугл прекрасно знает, где Вы сейчас находитесь и, более того, покажет Вам это место на карте.
В недалеком будущем
Поисковики не только используют возможности, но и учитывают ограничения, которые накладываются мобильными устройствами. Ведь смартфон не обладает большим окном поиска. Скорее всего, в ближайшее время мы увидим технологии, понимающие намерения пользователей не только по их вопросам, но и по прикосновениям, по жестам, по голосу.
Со временем станет привычным голосовой поиск, ибо запрос голосом происходит быстрее, чем ввод теста даже с использованием десятипальцевого слепого метода. Голосовые запросы сейчас преимущественно делают при помощи мобильных устройств. Как показывают исследования, тематика таких запросов относится, в основном, к погоде, спортивным матчам, к местоположению ближайших объектов, к новостям в экономике.
Использование разных сигналов и условий (местоположение, контекст, голос) упрощает поиск, тогда как карты визуализируют его. В будущем пользователи смогут контактировать с разными сервисами и устройствами на естественном языке.
Что это даст для рекламодателей? Получая большое количество данных и сигналов, которые позволяют лучше понять намерения людей, поисковики смогут создать более качественные платформы для рекламодателей.
Зная реальные намерения своих пользователей, поисковые системы смогут помочь рекламодателям обеспечить точный таргетинг объявлений. Интернет-маркетинг станет более эффективным. Компании смогут лучше понять своих клиентов, их желания и возможности.
Пользователи в дальнейшем будут прибегать к поиску с той же целью, что и сейчас – получить качественный ответ на свой запрос. Отличие будет в том, что вырастут требования пользователей ко времени поиска и к его качеству. Это и понятно, ведь цели поисковой системы состоят в том, чтобы помогать пользователям решать свои вопросы более эффективно и максимально быстро для достижения наилучших результатов.
P.S. Больше информации о поисковых системах можно узнать в статьях:
1. Как начать искать полезную информацию в Интернете?
2. Гуглим без Гугла или 5 альтернативных поисковых систем в помощь
3. «Спутник» запустил поисковик для детей
5. Можно ли использовать поисковую систему вместо доктора