Почему мы верим фейкам?

Когда видишь статью с броским названием, которое сразу кажется подозрительным, не внушающим никакого доверия, а под ней десятки тысяч ретвитов, лайков и репостов, то первая мысль, которая приходит в голову: «Похоже, мир сошел с ума». Или, по крайней мере, это касается той части людей, которых принято называть интернет-аудиторией. «Это же фейк, утка, враньё!» — кричит ваш разум, возмущённый, но никем не слышимый в информационном пространстве.

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
(А.С. Пушкин)

Содержание:
1. Что такое фейк и фейковые новости?
2. Исследования фейков
3. Откуда берутся фейки
4. Почему фейки мгновенно распространяются
5. Как можно распознать фейк
6. Видео: Что делает слухмейкер

Настоящий доктор Верховцев и фейковый  (из мультфильма «Тайна третьей планеты»)

Что такое фейк и фейковые новости?

Слово «фейк» произошло от английского fake, что можно перевести как обман, фальсификация, подделка, то, чего нет на самом деле.

«Фейковые новости» (от англ. «fake news») — это ложная, часто сенсационная информация, которая распространяется под видом новостей.
По-русски можно было бы сказать «ложная или фальшивая новость». Однако у языка свои законы и приживаются именно те выражения, которые наиболее часто употребляют люди.

Проблема заключается в том, что фейковые новости — это совершенно реальное, невыдуманное явление. Дезинформация распространяется по Интернету, как лавина, часто даже быстрее, чем обычные новости. Почему это происходит? Попытаемся разобраться.

Исследования фейков

Как оказывается, корни проблемы уходят в человеческую психологию, в то, как наш мозг привык обрабатывать информацию. Учёные изучают когнитивную основу доверия ложным данным уже достаточно давно. В частности, в исследованиях, проводившихся в 70-х годах прошлого века, пытались определить, как люди относятся к информации, противоречащей той, что была сообщена им ранее.

В 1975 году студентов высших и специальных учебных заведений США попросили сравнивать по две предсмертные записки самоубийц и выбирать среди них реальную. Большинство участников эксперимента неплохо справлялись с задачей, чаще выбирая записку, действительно написанную самоубийцей. Однако затем одной части студентов сказали, что они выполнили тест на отлично, а второй — что они полностью провалились.

Позже учёные сознались, что сказали неправду обеим группам, и объяснили, что все участники эксперимента показали схожие результаты. И что же? Студенты не изменили первоначального(!) мнения о своих способностях. Они продолжали считать, что кто-то хуже, а кто-то лучше умеет отличать настоящее от ложного.

Первые идеи

Приблизительно в то же время было проведено много схожих экспериментов в самых разных областях — от принятия управленческих решений до восприятия медицинских диагнозов, и все они показали, что люди не отличаются логикой в обработке информации.

Даже в том случае, когда нам сообщают нечто, что должно полностью укладываться в наши представления о мире,

нам очень сложно отказаться от тех ложных идей, которые у нас сформировались первыми.

Собственные убеждения

Если человек незаслуженно плохо относится к кому-то или чему-то, переубедить его, сообщив правду, весьма непросто. Предубеждение, как правило, остаётся надолго.

Основополагающим фактором здесь может быть

феномен, который психологи называют склонностью человека к подтверждению своей точки зрения.

Информация, согласующаяся с нашими убеждениями, кажется нам более внушающей доверие, чем та, которая противоречит им.

Это, в свою очередь, частично объясняется другим феноменом — мотивированным рассуждением. Вы наверняка его за собой замечали — мы склонны приходить к заключениям, которых хотим достичь. Например, если вам, не дай бог, поставят неприятный диагноз, вы будете искать любую зацепку, чтобы не согласиться с ним, и отвергать всё то, что его подтверждает.

Доверять только себе

Кроме того, в нас на подсознательном уровне сидит уверенность в том, что

мы правы, а другие люди — нет, особенно если они придерживаются иной точки зрения.

Этот феномен называется «наивный реализм».

Все описанные психологические шаблоны показывают, что человеческий разум довольно легко сбивается с толку дезинформацией. Но они не могут объяснить, почему тот или иной фейк становится вирусным, быстро облетающим просторы интернета.

Откуда берутся фейки

Если верить одному довольно обстоятельному исследованию, около половины людей в технологически развитых странах сегодня получают как минимум некоторую часть информации из социальных сетей. Новостей в них очень много, а разобраться в том, из какого они источника и внушает ли он доверие, крайне сложно.

Например, сообщение в блоге о том, что кокосовое молоко продлевает жизнь, вряд ли будет проверено фактологически столь же тщательно, как научный пресс-релиз на эту же тему, но оно и по форме, и по техническим возможностям распространения уже готово стать вирусным, мгновенно распространяющимся контентом.

Почему фейки мгновенно распространяются

Для владельцев социальных сетей выгоднее с финансовой точки зрения продвигать всё то, что генерирует больше трафика и привлекает больше внимания, а совсем не то, что является заведомой правдой.

Это, кстати, может также порождать эффект «иллюзии правды» — согласно определению, это тенденция доверять часто повторяющейся информации, вне зависимости от того, истинна она или лжива.

В марте 2018 года в журнале «Science» были опубликованы результаты исследования, пытавшегося выяснить, как фейковые новости распространяются в социальных сетях. Учёные обработали гигантский объём информации и отследили важнейшие тренды Твиттера с 2006 по 2017 год. В выборку вошло 125 тысяч статей, которыми поделились 3 миллиона пользователей. Выяснилось, что фейковые, лживые новости распространяются активнее и быстрее правдивых. Это в большей степени касалось политических новостей, чем, например, научных или экономических. Эти данные коррелируют со статистикой от компании Buzzfeed, согласно которой в течение нескольких месяцев перед президентскими выборами в США дезинформацией на Фейсбуке делились чаще, чем правдивыми новостями.

Кроме того, в ходе этого исследования удалось выяснить, что дезинформация распространяется живыми людьми, а не ботами. Авторы научной работы считают, что в какой-то степени подобное поведение пользователей объясняется необычностью заголовков фейковых заметок. Может быть, большинству людей просто хочется привлечь к себе больше внимания, чем-то удивить своих подписчиков?

Другая группа учёных обнаружила, что люди, которые делились фейками, чаще всего посредством сопровождающих комментариев окрашивали их эмоционально — либо в негативную, либо в позитивную сторону.

Как можно распознать фейк

Теперь, когда мы познакомились с проблемой вплотную, поняли, откуда у неё растут ноги и осознали, насколько всё серьёзно, пришло время подумать, что со всем этим делать. Как не поддаться влиянию дезинформации, если она повсюду и так легко распространяется?

№1 – нужен знак фейка

Раньше был знак качества, который ставили на качественную продукцию, но информационный век требует новых символов. Нужно добиваться того, чтобы рядом с заголовками новостей стояли специальные значки, указывающие на то, что достоверность фактов в тексте вызывает сомнения. Согласно исследованиям, проведённым в 2016 году тем же Йельским университетом, это значительно снижает доверие к новостному сообщению, даже если респонденты лишь пару раз видели соответствующий символ.

№2 – я хочу верить?

Внимательно исследуйте источники новостей. «Предвзятость подтверждения» – это ещё один психологический феномен, обозначающий склонность к интерпретации информации таким образом, чтобы она подтверждала имеющуюся у вас точку зрения.

Наверное, сами знаете, насколько легко можно впасть в эту крайность, когда вы спорите со своим приятелем в Фейсбуке и ищите в Интернете любую строчку, которая защитит вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Попытайтесь выработать в себе привычку проверять свои ссылки, докапываться до сути, искать несоответствия. Не отступайте, пока у вас голове не вырисуется ясная, понятная, непротиворечивая картина по интересующему вас вопросу.

№3 – я верю и вы верьте?

Постой, паровоз, не стучите, колёса.
Есть время взглянуть судьбе в глаза.
Пока ещё не поздно
Нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза.
(Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)

Если вы увидите заголовок, и он заинтригует вас, не спешите нажать «поделиться», «показать всем друзьям», «ретвит» и т.д. Вдохните поглубже, задумайтесь над вновь полученной информацией, выдохните. В случае возникновения каких-либо сомнений вспомните №2 (я хочу в это верить?) и действуйте в соответствии с ним. Запомните — то, что шокирует, бьёт по чувствам, вызывает эмоции, желание поделиться со всем миром, не всегда оказывается правдой.

Видео: Что делает слухмейкер


Итоги

Интернет с момента своего создания и до нынешней поры является запутанным, непонятным, очень своеобразным пространством, но научиться ориентироваться в нём и отличать правду от лжи всё же можно.

Отдельные энтузиасты и целые группы единомышленников трудятся над тем, чтобы сделать более прозрачным сам Интернет и заставить критически мыслить его пользователей. Внесите и вы свой вклад в это доброе дело, начните с себя.

Дополнительная информация:

1. Троллинг в социальных сетях

2. Вот он какой, интернет фишинг

3. Почему люди удаляют свои аккаунты в соц сетях?

4. Этикет в социальных сетях

Надежда

View Comments

  • Это новая эра там где усредняется правда и ложь и есть только личные амбиции. Главное не то что появился фейк а то что это становится ценностью которая превносится в общество Не то и не сё а с этим надо как то жить благо хоть недолго Дальше просто будет ли автоматизация фейка когда цифровая технология будет выдавать результат угодный кому то лично.

Recent Posts

Что значит «гуглить»

Глагол «гуглить» образован от существительного «Гугл». В последнее время глагол «гуглить» стал употребляться более широко.…

1 день ago

Как настроить время захода в Телеграм

Время захода означает, когда вы в последнее время посетили свои чаты в Телеграм. В настройках…

1 неделя ago

Как в Телеграм отказаться от нежелательных приглашений в группы

Кто в Телеграме может приглашать меня в группы или каналы? По умолчанию в настройках мессенджера…

2 недели ago

Как скрыть номер своего телефона в Телеграм

В Телеграм (Telegram) имеется возможность для того, чтобы скрыть свой номер телефона от посторонних глаз.…

1 месяц ago

Сколько текста можно написать в одном сообщении в Телеграм

В Телеграм сообщения могут состоять только из текста. Кроме того, в сообщении может быть текст…

1 месяц ago

Что такое QR-код, как самому его создать и как прочитать код

Наверняка вам не раз приходилось видеть картинки, на которых изображены черные квадраты, состоящие из множества…

1 месяц ago