Почему мы верим фейкам?


Когда видишь статью с броским названием, которое сразу кажется подозрительным, не внушающим никакого доверия, а под ней десятки тысяч ретвитов, лайков и репостов, то первая мысль, которая приходит в голову: «Похоже, мир сошел с ума». Или, по крайней мере, это касается той части людей, которых принято называть интернет-аудиторией. «Это же фейк, утка, враньё!» — кричит ваш разум, возмущённый, но никем не слышимый в информационном пространстве.

Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!
(А.С. Пушкин)

Содержание:
1. Что такое фейк и фейковые новости?
2. Исследования фейков
3. Откуда берутся фейки
4. Почему фейки мгновенно распространяются
5. Как можно распознать фейк
6. Видео: Что делает слухмейкер

почему мы верим фейкам
Настоящий доктор Верховцев и фейковый  (из мультфильма «Тайна третьей планеты»)

Что такое фейк и фейковые новости?

Слово «фейк» произошло от английского fake, что можно перевести как обман, фальсификация, подделка, то, чего нет на самом деле.

«Фейковые новости» (от англ. «fake news») — это ложная, часто сенсационная информация, которая распространяется под видом новостей.
По-русски можно было бы сказать «ложная или фальшивая новость». Однако у языка свои законы и приживаются именно те выражения, которые наиболее часто употребляют люди.

Проблема заключается в том, что фейковые новости — это совершенно реальное, невыдуманное явление. Дезинформация распространяется по Интернету, как лавина, часто даже быстрее, чем обычные новости. Почему это происходит? Попытаемся разобраться.

Исследования фейков

Как оказывается, корни проблемы уходят в человеческую психологию, в то, как наш мозг привык обрабатывать информацию. Учёные изучают когнитивную основу доверия ложным данным уже достаточно давно. В частности, в исследованиях, проводившихся в 70-х годах прошлого века, пытались определить, как люди относятся к информации, противоречащей той, что была сообщена им ранее.

В 1975 году студентов высших и специальных учебных заведений США попросили сравнивать по две предсмертные записки самоубийц и выбирать среди них реальную. Большинство участников эксперимента неплохо справлялись с задачей, чаще выбирая записку, действительно написанную самоубийцей. Однако затем одной части студентов сказали, что они выполнили тест на отлично, а второй — что они полностью провалились.

Позже учёные сознались, что сказали неправду обеим группам, и объяснили, что все участники эксперимента показали схожие результаты. И что же? Студенты не изменили первоначального(!) мнения о своих способностях. Они продолжали считать, что кто-то хуже, а кто-то лучше умеет отличать настоящее от ложного.

Первые идеи

Приблизительно в то же время было проведено много схожих экспериментов в самых разных областях — от принятия управленческих решений до восприятия медицинских диагнозов, и все они показали, что люди не отличаются логикой в обработке информации.

Даже в том случае, когда нам сообщают нечто, что должно полностью укладываться в наши представления о мире,

нам очень сложно отказаться от тех ложных идей, которые у нас сформировались первыми.

Собственные убеждения

Если человек незаслуженно плохо относится к кому-то или чему-то, переубедить его, сообщив правду, весьма непросто. Предубеждение, как правило, остаётся надолго.

Основополагающим фактором здесь может быть

феномен, который психологи называют склонностью человека к подтверждению своей точки зрения.

Информация, согласующаяся с нашими убеждениями, кажется нам более внушающей доверие, чем та, которая противоречит им.

Это, в свою очередь, частично объясняется другим феноменом — мотивированным рассуждением. Вы наверняка его за собой замечали — мы склонны приходить к заключениям, которых хотим достичь. Например, если вам, не дай бог, поставят неприятный диагноз, вы будете искать любую зацепку, чтобы не согласиться с ним, и отвергать всё то, что его подтверждает.

Доверять только себе

Кроме того, в нас на подсознательном уровне сидит уверенность в том, что

мы правы, а другие люди — нет, особенно если они придерживаются иной точки зрения.

Этот феномен называется «наивный реализм».

Все описанные психологические шаблоны показывают, что человеческий разум довольно легко сбивается с толку дезинформацией. Но они не могут объяснить, почему тот или иной фейк становится вирусным, быстро облетающим просторы интернета.

Откуда берутся фейки

Если верить одному довольно обстоятельному исследованию, около половины людей в технологически развитых странах сегодня получают как минимум некоторую часть информации из социальных сетей. Новостей в них очень много, а разобраться в том, из какого они источника и внушает ли он доверие, крайне сложно.

Например, сообщение в блоге о том, что кокосовое молоко продлевает жизнь, вряд ли будет проверено фактологически столь же тщательно, как научный пресс-релиз на эту же тему, но оно и по форме, и по техническим возможностям распространения уже готово стать вирусным, мгновенно распространяющимся контентом.

Почему фейки мгновенно распространяются

Для владельцев социальных сетей выгоднее с финансовой точки зрения продвигать всё то, что генерирует больше трафика и привлекает больше внимания, а совсем не то, что является заведомой правдой.

Это, кстати, может также порождать эффект «иллюзии правды» — согласно определению, это тенденция доверять часто повторяющейся информации, вне зависимости от того, истинна она или лжива.

В марте 2018 года в журнале «Science» были опубликованы результаты исследования, пытавшегося выяснить, как фейковые новости распространяются в социальных сетях. Учёные обработали гигантский объём информации и отследили важнейшие тренды Твиттера с 2006 по 2017 год. В выборку вошло 125 тысяч статей, которыми поделились 3 миллиона пользователей. Выяснилось, что фейковые, лживые новости распространяются активнее и быстрее правдивых. Это в большей степени касалось политических новостей, чем, например, научных или экономических. Эти данные коррелируют со статистикой от компании Buzzfeed, согласно которой в течение нескольких месяцев перед президентскими выборами в США дезинформацией на Фейсбуке делились чаще, чем правдивыми новостями.

Кроме того, в ходе этого исследования удалось выяснить, что дезинформация распространяется живыми людьми, а не ботами. Авторы научной работы считают, что в какой-то степени подобное поведение пользователей объясняется необычностью заголовков фейковых заметок. Может быть, большинству людей просто хочется привлечь к себе больше внимания, чем-то удивить своих подписчиков?

Другая группа учёных обнаружила, что люди, которые делились фейками, чаще всего посредством сопровождающих комментариев окрашивали их эмоционально — либо в негативную, либо в позитивную сторону.

Как можно распознать фейк

Теперь, когда мы познакомились с проблемой вплотную, поняли, откуда у неё растут ноги и осознали, насколько всё серьёзно, пришло время подумать, что со всем этим делать. Как не поддаться влиянию дезинформации, если она повсюду и так легко распространяется?

№1 – нужен знак фейка

Раньше был знак качества, который ставили на качественную продукцию, но информационный век требует новых символов. Нужно добиваться того, чтобы рядом с заголовками новостей стояли специальные значки, указывающие на то, что достоверность фактов в тексте вызывает сомнения. Согласно исследованиям, проведённым в 2016 году тем же Йельским университетом, это значительно снижает доверие к новостному сообщению, даже если респонденты лишь пару раз видели соответствующий символ.

№2 – я хочу верить?

Внимательно исследуйте источники новостей. «Предвзятость подтверждения» – это ещё один психологический феномен, обозначающий склонность к интерпретации информации таким образом, чтобы она подтверждала имеющуюся у вас точку зрения.

Наверное, сами знаете, насколько легко можно впасть в эту крайность, когда вы спорите со своим приятелем в Фейсбуке и ищите в Интернете любую строчку, которая защитит вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Попытайтесь выработать в себе привычку проверять свои ссылки, докапываться до сути, искать несоответствия. Не отступайте, пока у вас голове не вырисуется ясная, понятная, непротиворечивая картина по интересующему вас вопросу.

№3 – я верю и вы верьте?

Постой, паровоз, не стучите, колёса.
Есть время взглянуть судьбе в глаза.
Пока ещё не поздно
Нам сделать остановку,
Кондуктор, нажми на тормоза.
(Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)

Если вы увидите заголовок, и он заинтригует вас, не спешите нажать «поделиться», «показать всем друзьям», «ретвит» и т.д. Вдохните поглубже, задумайтесь над вновь полученной информацией, выдохните. В случае возникновения каких-либо сомнений вспомните №2 (я хочу в это верить?) и действуйте в соответствии с ним. Запомните — то, что шокирует, бьёт по чувствам, вызывает эмоции, желание поделиться со всем миром, не всегда оказывается правдой.

Видео: Что делает слухмейкер


Итоги

Интернет с момента своего создания и до нынешней поры является запутанным, непонятным, очень своеобразным пространством, но научиться ориентироваться в нём и отличать правду от лжи всё же можно.

Отдельные энтузиасты и целые группы единомышленников трудятся над тем, чтобы сделать более прозрачным сам Интернет и заставить критически мыслить его пользователей. Внесите и вы свой вклад в это доброе дело, начните с себя.

Дополнительная информация:

1. Троллинг в социальных сетях

2. Вот он какой, интернет фишинг

3. Почему люди удаляют свои аккаунты в соц сетях?

4. Этикет в социальных сетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Name *

1 thoughts on “Почему мы верим фейкам?

  1. Это новая эра там где усредняется правда и ложь и есть только личные амбиции. Главное не то что появился фейк а то что это становится ценностью которая превносится в общество Не то и не сё а с этим надо как то жить благо хоть недолго Дальше просто будет ли автоматизация фейка когда цифровая технология будет выдавать результат угодный кому то лично.