Авторские права в интернете


Сегодня многие из нас размещают в Интернете различную информацию: на сайтах, на блогах, в социальных сетях и так далее. Это могут быть чьи-то чужие или наши собственные тексты, видео, программы, музыка, стихи, песни и прочее. Иногда возникают проблемы с авторскими правами, например, как у одного из читателей блога:

«Мои стихи опубликованы на моей интернет странице. Некий гражданин без моего ведома, не указывая мою фамилию, как автора текста, написал песню, которую разместил на многих своих интернет страницах и исполняет на своих выступлениях. Хотелось бы узнать, можно ли защитить мои авторские права на стихи.»

Конечно, вспоминать про авторские права на свои материалы лучше до публикации в интернете, а не после нее. Попробуем разобраться в этом вопросе, начиная с небольшого исторического аспекта.

Содержание:
1. Что такое знак копирайта
2. Соблюдение авторских прав при размещении чужой информации в интернете
3. Соблюдение авторских прав на чужую информацию в отсутствии ее правообладателей
4. Нарушены авторские права
5. Простые методы сохранности авторских прав на информацию, размещаемую в интернете
6. Юридические методы защиты авторских прав на размещаемую в интернете информацию

авторские права в интернете

Знак копирайта

В 1952 году, когда интернета еще не было, на Всемирной Женевской конвенцией об авторском праве был установлен знак охраны авторского права. Он имеет вид ©, латинской буквы «C» в окружности. После знака идет имя или наименование правообладателя, затем – год первого опубликования произведения. Например:

© Иванова М.И., 2018

Знак © называется «копирайт», от английского copyright — «право на воспроизведение».

Такой знак размещается на каждом экземпляре произведения. Однако автору не стоит думать, что если он при публикации материала в интернете разместит такой знак на свое произведение, то с этого момента все пользователи будут соблюдать его авторские права. Увы, это очень далеко от реальности. При необходимости стоит подходить к защите своих авторских прав более ответственно, о чем речь пойдет ниже.

Соблюдение авторских прав при размещении чужой информации в интернете

Если размещаемая информация для последующего публичного прочтения (прослушивания, просмотра и т.п.) чужая, то, очевидно, нам нужно не забывать о том, что у этой информации есть ее авторы. И нужно соответствующим образом указывать авторов, иначе авторы могут иметь к нам претензии. Почему? Да потому что авторам может показаться, что размещаемая информация выдается нами, как собственная. А кому это может понравиться?

Как указывать авторов размещаемой информации? Ссылками на ресурсы в интернете, откуда данная информация была получена. Ссылками на первоисточники, например, на авторов книг, статей, с указанием самого первоисточника. С указанием книги, журнала, газеты, если первоначально информация была взята оттуда, а не с «чужой» страницы интернета.

В некоторых случаях авторы информации требуют каких-то специальных методов указания их авторских прав. И об этом они могут прямо писать на своих страницах в интернете. Например, в новостных лентах часто можно увидеть надписи, наподобие: «При публикации материала ссылка на данное интернет издание обязательна». Особенно подобное распространено, если автором размещенной в интернете информации является не отдельный человек, а целая организация, например, редакция газеты, журнала и т.п.

Иногда использование материалов возможно только после согласования с администрацией сайта. Бывает и так, что копирование категорически запрещено даже с указанием авторства. В любом случае, прежде чем что-то копировать на каком-либо ресурсе стоит смотреть правила  или условия использования материалов. Часто их можно найти в подвале сайта. Например, на новостном ресурсе РИА в подвале сайта есть «Правила использования материалов».

Кстати, с юридической точки зрения, если информация «рождена» на работе, в ходе обычного рабочего процесса, то правом на информацию обладает не сотрудник, породивший, создавший данные (тексты, видео, музыку и прочее), а сама организация, где этот сотрудник работает. Тут есть тонкости, и иной раз все-таки автором является сотрудник, а не организация, но разобраться в этом могут только опытные юристы.

Соблюдение авторских прав на чужую информацию в отсутствии ее правообладателей

Конечно, не у каждой информации есть авторы. Также возможно, что авторы были, но теперь их уже нет по тем или иными причинам. Например, давно уже нет в живых композиторов, сочинивших классическую музыку, скажем, XVIII-XIX веков. И вряд ли сохранились те, кому эти произведения были переданы, что называется, по наследству. Когда мы говорим «всемирное наследие» — этот как раз тот самый случай, когда подобные произведения искусства унаследовало все человечество.

Здесь, конечно, не обязательно соблюдать требования по защите авторских прав, ибо некому будет оспорить, если мы опубликуем информацию и «забудем» сослаться на автора. Но все-таки, если автор известен, пусть он уже давно, что называется, не с нами, то стоит указать авторство. Так будет и спокойнее, и правильнее с моральной точки зрения.

На юридическом языке это называется «неимущественное право» или иными словами «моральное право». Ведь, согласитесь, не самый лучший вариант, как скажем, размещение в интернете классической музыки широко известных авторов без ссылок на них. Неужели мы сами это сочинили?! То же касается и художественных произведений, и отрывков из них, фильмов, изобразительного искусства (картины, скульптуры), фотографий известных фотографов и т.п.

В общем, если пользуемся чужой информацией, не созданной нами самими, не созданной «своими руками», своим интеллектом, то ссылаемся на авторов. Так будет хорошо как с юридической точки зрения (с материальной стороны вопроса), так и с моральной точки зрения (с моральной стороны вопроса).

Подобные советы по использованию чужой информации в интернете, вообще-то, касаются и тех, кто размещает информацию, взятую из интернета, не в компьютерных системах, а в традиционных газетах, журналах, книгах. Однако проконтролировать то, как данные из интернета «уходят» в оффлайн (вовне интернета) довольно непросто.

В тоже время проверить, является ли информация, размещаемая в интернете, уникальной, намного проще. Данная проверка может быть произведена кем угодно, имеющихся сегодня в интернете средств проверки уникальности текстов, картинок, видео и прочего довольно много.

Материалы без авторских прав

Некоторые материалы в интернете имеют пометку «для свободного использования».

Например, на сайте pixabay.com сообщается, что «Pixabay — это яркое сообщество креативных людей, предоставляющее бесплатные изображения и видео без авторских прав. Все содержимое выпущено в Creative Commons CC0, что делает их безопасными для использования, не запрашивая разрешения или отдавая должное художнику — даже в коммерческих целях.» Такие материалы можно копировать со спокойной совестью, без указания ссылок.

Если нарушены авторские права

Вместе с тем, довольно часто мы встречаемся с фактом, что автор у размещаемой в интернете информации есть, другими словами, есть тот, кому принадлежит данная информация. Тем не менее, информация размещена без ведома автора. Владелец информации, ее автор вряд ли хотел, чтобы принадлежащая ему информация была размещена без ссылки на него, на правообладателя, говоря юридическим языком.

Наверное, вполне понятно, что авторы текстов, видео, фильмов, презентаций, музыки, клипов и т.п. хотят, чтобы про них, образно говоря, «не забывали» при распространении информации в интернете.

Часто авторы замечают, что принадлежащая им информация без их ведома, «ушла в интернет». Они могут обратиться к тому, кто разместил информацию. И попросить их удалить данные, или поставить правильные ссылки на авторов.

Также авторы могут обратиться к администрации хостинга, на котором находится сайт, разместивший чужую информацию. При наличии достаточных оснований администрация хостинга может заблокировать сайт с пиратским контетом.

Авторы могут обратиться в соответствующие органы, беспристрастно разбирающиеся в том, кто прав, кто виноват в подобной ситуации.

Так что не стоит доводить дело до «суда и следствия», говоря простым языком. Не стоит забывать про авторов, вот главный принцип размещения «чужой» информации в интернете. И тогда не будет непредвиденных проблем…

Простые методы сохранности авторских прав на информацию, размещаемую в интернете

А теперь посмотрим на вопрос сохранности авторских прав с другой стороны. Предположим, мы сами создали уникальный контент (текст, видео, музыку, стихи и т.п.). И разместили свои уникальные данные в интернете на своей странице, принадлежащей нам. Или  на чужой странице. Это неважно где мы разместили, главное, что разместили.

Как сделать так, чтобы за нами, именно за нами, за теми, кто создал этот уникальный контент, сохранились наши авторские права? Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Вроде бы, что тут проще? Перед размещением информации в интернете убеждаемся, что подобного пока еще нет в интернете, используя разные сервисы по проверке уникальности наших данных. И вслед за этим размещаем наши тексты, видео, музыку, стихи и прочее.

Но не все так просто. А если чуть позже кто-то скопирует созданные нами уникальные данные? Перепостит их, причем от своего имени, «забыв» случайно или сознательно забыв указать истинного автора? Почему бы и нет?!

При нынешнем распространении гаджетов и интернета достаточно долей секунды, чтобы уникальная информация многократно была продублирована в интернете. Причем эта информация может быть размещена уже от имени самых разных людей, чаще всего не имеющих никаких прав на размещаемые данные.

И как потом доказывать, кто автор? По времени публикации в интернете? Так ведь это не аргумент в юридических спорах…

Опытные авторы, многие из которых уже прошли жестокую «школу» потери авторских прав в интернете, рекомендуют довольно простой способ, как сохранить свои авторские права перед размещением их в интернете. Например, предлагается распечатать созданный текст, запечатать его в конверт и отправить самому себе по почте.

Да-да, отправить обычной почтой, которая ставит штемпели на конвертах при пересылке корреспонденции. И только по получении по почте своего собственного письма, не вскрывая его, хранить у себя. После этого можно уже публиковать этот же текст в интернете. На руках останется письмо со штемпелем, доказывающее первичное авторство размещенного в интернете текста.

А если предполагается публикация не текста, а видео, музыки, презентации с элементами мультимедиа и прочего, что «не ложится на обычную бумагу»? Ну и что? Тогда автор такого мультимедиа контента должен записать его на CD/DVD-диск (хоть это и уже устаревающий способ записи подобного рода данных) и опять же отправить данный диск обычной почтой самому себе (с описью вложения и с проверкой вложения, говоря языком почты). Вероятно уже не письмом, а бандеролью – это уже почта решает, каким быть данному почтовому отправлению.

И размещать информацию в интернете следует только после получения отправления на почте. После того, как почтовое отправление прошло все «почтовые пути» от приема корреспонденции в почтовом отделении из рук автора до вручения этого же почтового отправления этому же автору.

И хранить подобные почтовые отправления нужно, не распечатывая их. Чтобы потом, в случае возникновения юридических споров об авторских правах, предъявить эти нераспечатанные отправления со штемпелями почты в соответствующие органы, например, в суд. Там уже кто надо и как надо распечатает эти отправления и убедится, что внутри находится ваша неповторимая интеллектуальная собственность, теперь уже распечатанное авторское право!

Юридические методы защиты авторских прав на размещаемую в интернете информацию

Разумеется, для защиты авторских прав есть не только обычная почта. Авторские права можно регистрировать юридическими методами: у нотариуса, у патентного поверенного и тому подобными методами.

Далеко не в каждом случае можно получить юридическое свидетельство о регистрации авторских прав. Рассчитывать на получение соответствующего подтверждения наличия авторских прав могут лишь создатели:

  • литературных произведений любых жанров и форм;
  • музыкальных произведений;
  • видеопродукции;
  • произведений изобразительного искусства;
  • разработок для компьютеров, планшетов и смартфонов. В этой же категории рассматриваются видеоплееры, компьютерные игры и сайты;
  • любые виды баз данных;
  • топографические карты;
  • аранжировки песен, переводы различных произведений;
  • студийные и записи музыкальных выступлений;
  • изобретения и созданные автором промышленные образцы;
  • селекционные объекты;
  • логотипы и элементы брендирования.

Однако прибегать к юридической защите авторских прав нужно тогда, когда речь идет ну уж о совсем уникальном контенте. Написал наш автор свою собственную «Войну и мир», создал «симфонию»,  сделал важное открытие в науке или технике и т.п. – здесь, конечно, очень желательно защитить подобное право юридическими методами.

Правда, и стоить подобная юридическая защита будет значительно дороже, чем отправка почтовой корреспонденции самому себе. Однако, если есть что защищать, то стоит не жалеть для этого денег, времени и иных средств. Ибо в наше время очень легко потерять всякие права на свой собственный контент, особенно если информацию бездумно размещать в интернете, надеясь, скажем, на порядочность людей и организаций.

Каждый должен сам позаботиться о своих авторских правах, прежде чем публиковать свой уникальный контент (тексты, видео, музыку, стихи и прочее) в интернете, чтобы потом «внезапно» не лишиться этих авторских прав.

Увы, мир несправедлив, жесток и жёсток…

Для тех, кого вопрос юридической сохранности авторских прав интересует более глубоко, ниже приведены полезные ссылки:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации: Глава 70. АВТОРСКОЕ ПРАВО

2) Роспатент Федеральная служба по интеллектуальной собственности

Дополнительные материалы:

1. Бесплатный контент на сайте: в чем выгода для авторов?

2. Срок жизни контента на сайте

3. Копирайтер – ключевые особенности данной профессии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Name *