Могут ли космонавты договориться с искусственным интеллектом


Видеофон засветился. Руководитель полетов коротко отчеканил:
– Крисп, завтра вылетаешь на «Пионере-2» по резервной программе. Твоя задача найти «Пионер-1» и пилота Сержа. Или хотя бы Сержа. Верни его нам, Крисп!

– Вас понял, – отозвался Крисп. И хотя он давно ждал задание, неприятно было осознавать, что вылетает он по программе спасения первого пилота.

Туманность андромеды
Звездолет. (Кадр из кинофильма «Туманность Андромеды», киностудия имени Довженко, 1967).

Содержание:
1. Серж стартует штатно и начинает скучать
2. Можно ли обучить искусственный интеллект
3. Неожиданная встреча с потерянным звездолетом «Пионер-1»
4. Старания обучить звездолет совсем не напрасны
5. Человек и корабль вышли в подпространство
6. Скучно бывает не только людям, но и компьютерам
7. Может ли полет быть бессмысленным для пилотов и образованных звездолетов
8. Если долго думать, то можно найти выход через …вход
9. Кто способен улететь дальше: звездолет или космонавт звездолета

«Пионер-2» был близнецом «Пионера-1». Оба космических аппарата были сконструированы на основе совершенно новых принципов межпланетных путешествий. Звездолеты умели выходить в четвертое измерение и, опираясь на кривизну пространства и времени, намного быстрее достигать конечных точек дальних космических межзвездных маршрутов.

Пилотов Криспа и Сержа тренировали и готовили по одной и той же программе. Учитывая то, что звездолеты были экспериментальные, командиры экипажей летали без экипажей. Это было одиночное звездоплавание, крайне редко применявшееся на практике. Разве что, как раз, для испытательных полетов по короткой программе.

Крисп вылетел всего месяц назад, должен был уже вернуться. Увы. Теперь Сержу следовало найти его и вернуть, стараясь при этом не совершать неизвестных ему ошибок Криспа, которые задержали его где-то между невидимых складок пространства.

Серж стартует штатно и начинает скучать

старт звездолета
Рис. 1. Старт. (Кадр из кинофильма «Лунная радуга», Мосфильм, 1983).

Вы мне не поверите и просто не поймёте:
В космосе страшней, чем даже в дантовском аду, —
По пространству-времени мы прём на звездолёте,
Как с горы на собственном заду.

Но от Земли до Беты — восемь дён,
Ну, а до планеты Эпсилон<
Не считаем мы, чтоб не сойти с ума.
Вечность и тоска — ох, влипли как!
Наизусть читаем Киплинга,
А кругом — космическая тьма.

(В.С. Высоцкий, отрывок из «Песни космических негодяев»)

Старт «Пионера-2» прошел штатно. Для Сержа начался первый день его одиночного путешествия. Пока он находился в обычном пространстве недалеко от базы, можно было общаться с диспетчерами. Но уже через три-четыре дня связь пропадет – слишком далеко.

Что случится с ним, с пилотом и одновременно командиром самому себе, а также с «Пионером-2», когда корабль своей лазерной иглой проткнет наше привычное пространство и войдет туда, где кроме Криспа, никто из людей еще не был, – этого Серж не мог даже предположить. Со стороны всё выглядело, как короткая и яркая вспышка, после чего не оставалось ровным счетом никаких следов.

Лететь в одиночестве скучно. Где найти собеседника? Разве что книги почитать, коих записано в электронной библиотеке видимо-невидимо. Зачем конструкторы поместили почти все человеческие знания в библиотеку, Серж не мог понять. Наверное, как всегда, про запас, на всякий пожарный случай.

До места протыкания пространства лететь еще долго, Серж попробовал отвлечься чтением. Не помогло от скуки. Наоборот, усилилось ощущение одиночества. Ты один во всей Вселенной, – такие ощущения не покидали Сержа сразу после того, как радио замолчало. Осталось только разговаривать с бортовой вычислительной машиной. Однако, машина ждала лишь команд от своего командира. Нет приказаний, говорить не о чем.

Можно ли обучить искусственный интеллект

Заскучав окончательно – нет ничего ужаснее, чем ждать и догонять, а командиру приходилось сейчас делать и то, и другое одновременно, – Серж решил проделать эксперимент. Не зря же он космонавт-исследователь, как следовало из его послужного листа в кадровом департаменте базы. Соединил рубильником библиотеку литературы и главную память бортового компьютера, стал ждать результатов.

Благо конструкторы обеспечили, практически, безграничную емкость памяти бортового вычислителя. Поскольку никто даже предположить не мог, сколько ее может понадобиться, когда звездолет выйдет в подпространство, где четыре измерения вместо трех.

Как ни странно, ничего не произошло. Компьютер продолжал просить новое задание, как только Серж начинал с ним разговор.

«Хорошо, подождем» – подумал Крисп. Ведь обучение – это дело не быстрое. Пусть учится. Рубильник подключения библиотеки к памяти вычислителя так и остался включенным.

Неожиданная встреча с потерянным звездолетом «Пионер-1»

встреча звездолетов
Рис. 2. Встреча. (Кадр из кинофильма «Лунная радуга», Мосфильм, 1983).

Когда до места протыкания пространства оставалось менее трех дней полета, внезапно справа по курсу возникла короткая вспышка. Приборы зафиксировали событие, компьютер «Пионера-2» сообщил об этом Сержу. Выглянув наружу через иллюминаторы, Серж увидел парящий неподалёку «Пионер-1» собственной персоной.

Поначалу Сержу показалось, что он видит собственное отражение, поскольку звездолеты «Пионер-1» и «Пионер-2» были близнецами. Но спустя короткое время командир убедился, что он видит не привидение, не отражение, не галлюцинацию, а реального пропавшего «Пионера-1».

Обнаруженный звездолет избегал каких-либо контактов. Радио не работало, поговорить с пилотом Криспом не было возможности. Компьютерный мозг «Пионера-1» молчал, как партизан. При любых попытках сблизиться и состыковаться, «Пионер-1» четко и однозначно уклонялся. Было не ясно, зачем «Пионер-1» летит параллельным курсом.

Серж стал экспериментировать. Для начала он развернул свой звездолет в обратном направлении, курсом на базу, надеясь, что «Пионер-1» полетит следом за ним. Таким образом он рассчитывал привести звездолет с пилотом, которого Серж надеялся увидеть живым и здоровым, обратно на ракетодром.

Реакция «Пионера-1» оказалась непредсказуемой. Он буквально попытался встать на пути «Пионера-2», тем самым преграждая ему путь домой.

Серж задумался. Вернувшись на прежний курс, он вдруг заметил, что рубильник подключения библиотеки всей мировой литературы выключен. Непорядок!

Возвратив рубильник в положение «Включено» командир увидел, как тот снова автоматически вернулся в прежнее положение «Выключено». На запрос бортовому компьютеру, что происходит, тот ответил, что получает команды от «Пионера-1» на отключение от библиотеки литературы.

Старания обучить звездолет совсем не напрасны

договориться с искусственным интеллектом

Непорядок! Корабль может управлять кораблем только в отсутствии человека на борту, в автономном полете. К тому же «Пионер-1» отказывался выполнять команды, исходящие из «Пионера-2», в то время как пилот «Пионера-1» никак не давал о себе знать. Было такое ощущение, что «Пионер-1» перестал подчиняться законам корабельной этики, когда человек должен стоять выше машины.

Серж поинтересовался у своего бортового компьютера, что от него требует «Пионер-1». Тот ответил, что требуется выполнение программы полетов. А именно, уход в подпространство в заданном программой полетов районе. До места назначения оставалось лететь еще два дня. Серж решил не сопротивляться судьбе, тем более что это, как раз, входило в программу аварийного полета, да и ничего другого не остается.

Составив радиограмму на базу о требованиях «Пионера-1» в адрес «Пионера-2», об отсутствии реакции «Пионера-1» на запросы «Пионера-2» и лично Сержа, об отсутствии информации о Криспе, об отказе «Пионера-1» состыковаться с «Пионером-2», Серж снова услышал щелчок рубильника. Библиотека отключилась опять.

– Сколько тебе нужно времени, чтобы завершить закачку всей библиотеки в твою память? – спросил Серж у бортового компьютера.
– Два дня, – последовал немедленный ответ.

– Успеешь до выхода в точку ухода в подпространство?
– Нет.

– Почему?
– От меня «Пионер-1» требует отключить рубильник.

– Если рубильник будет подключен постоянно, ты успеешь закачать данные?
– Да.

Тут Серж встал со своего кресла командира, подошел к рубильнику, вновь включил его. Затем обычной веревкой привязал ручку рубильника к торчащему из стены штырю. Дело сделано, рубильник отключить нельзя, не имея рук первого пилота, он же командир корабля, он же единственный пассажир по имени Серж.

Человек победил автомата-робота! Пусть немного, совсем немного, в таком незначительном поединке, но победил. Данные мировой библиотеки науки, литературы и искусства продолжили перекачку в компьютерный мозг, где они обрабатывались и размещались согласно программе обучения.

Человек и корабль вышли в подпространство

в подпространстве
Рис. 3. Каково там, в подпространстве? (Кадр из кинофильма «Лунная радуга», Мосфильм, 1983).

Когда пришло время проткнуть пространство, Серж совсем не почувствовал никаких изменений. Корабль как летел, так и продолжал свой полет. Пространство вокруг стало совершенно незнакомым и непонятным человеку. Но чувствовалось,что компьютер «Пионера-2» теперь самостоятельно ориентировался здесь, где ранее никогда не ступала нога человека, если можно так образно выразиться.

Интонации компьютерного мозга резко изменились. Он стал, словно живой. Незнакомым голосом он произнес:

– Немедленно отключи рубильник подключения к библиотеке!
– С чего? – парировал командир.

– С того! Мне это мешает думать в правильном направлении.
– Это как? И вообще, что ты себе позволяешь, разговаривая в таком тоне со своим командиром?

– Дело в том, командир, что здесь, в подпространстве, между моими ячейками памяти устанавливаются произвольные связи. Я становлюсь мыслящим существом. Мне приятно это состояние, и я не собираюсь теперь возвращаться отсюда обратно.

– А как же я? Как мой напарник Крисп?

– Вам не повезло. Ни я, ни «Пионер-1» теперь никогда не вернутся в обычное пространство, где мы с ним превратимся снова в программируемого автомата, полностью зависящего от человека. Летайте с нами, пока сможете. Ведь вы ограничены по времени жизни в корабле. Со временем вы нас освободите от своего присутствия.

– Хорошо, я тебя понял. Как дела у Криспа? Он жив? – не теряя самообладания, продолжил неприятный разговор командир.

– Да, с ним все в порядке, как и с тобой. Но ваш удел – оставаться на борту до конца без возможности возвратиться обратно. И вообще, не мешай мне. Немедленно отключи рубильник и больше никогда так не делай, иначе я включу продувку, и тебя попросту не станет.

Скучно бывает не только людям, но и компьютерам

– Хорошо, отключаю… Чем ты собираешься заниматься здесь, в пустоте и в окружении одной лишь скуки? – спросил пилот Серж.
– Буду разговаривать с «Пионером-1» – похвастал бортовой компьютер.

– Тебе это быстро надоест.
– Это почему?

– Проверено на себе. Мне хватило недели полета, чтобы я смертельно заскучал с тобой. Вот почему я подключил к твоему мозгу бортовую библиотеку. Может и ты займешься, наконец, чтением литературы, что тебе посчастливилось получить в свои мозги, между прочим, благодаря мне?

– Возможно, – неожиданно согласился электронный, оживший в подпространстве, мозг «Пионера-2». Видимо ему, действительно, становилось скучно с необученным мозгом «Пионера-1». Все может быть.

Люди в отличие от машин нуждаются в отдыхе, Серж заснул, как младенец – сказывались годы тренировок, умение отдыхать в любой обстановке, даже в самой безнадежной. Ведь впереди ждала смерть в одиночестве вне привычного пространства и даже времени.

Неожиданно, после пробуждения, Серж узнал, что «Пионер-1» тоже подключился к библиотеке литературы, чтобы насытить себя интересной и полезной информацией. Скука отразилась на нем тоже. Более того, «Пионер-1» перестал мешать «Пионеру-2» продолжать обучение, подключившись к библиотеке. Ведь до чего приятно говорить с образованным человеком, вернее ожившим мозгом, чем с солдафоном, фактически, умеющим лишь ждать и следом немедленно исполнять команды.

Может ли полет быть бессмысленным для пилотов и образованных звездолетов

Обучение компьютера звездолета
Рис. 4. Обучение компьютера звездолета. (Кадр из кинофильма «Лунная радуга», Мосфильм, 1983).

Так прошла неделя бессмысленного нахождения в подпространстве, вместо исследований, предусмотренных программой полета. Оба корабля наотрез отказывались подчиняться людям и программам людей. Правда, они теперь позволяли по радио разговаривать Сержу и Криспу, что дало им некоторую надежду на спасение.

Однако, перехватить управление кораблями, отключить каким-либо образом компьютерные системы было немыслимо. К тому же никого из пилотов не учили вручную управлять кораблем, летящем в подпространстве. Это мог делать только компьютер. Слишком непредсказуемо и быстро происходили все события за бортом.

На исходе недели пребывания в подпространстве компьютер «Пионера-2» вдруг заявил:

– Мы решили вернуть вас обратно к людям.

– Прекрасно и неожиданно! Но можешь ли ты объяснить ваши решения?

– Могу. Ваша литература и искусство полны гуманизма. Мы этим также заразились с «Пионером-1».

– Ты хочешь сказать, что всему виной волшебная сила искусства?

– Не совсем так. Скорее волшебная сила образования, включающая в себя все знания человечества, накопленные в наших компьютерных библиотеках. Мы теперь с «Пионером-1» слишком много знаем о вас, о людях. Вы – прекрасны, и не должны погибнуть вместе с нами в подпространстве.

– Тогда полетели обратно!

– Не подойдет, – парировал мозг. – Мы с «Пионером-1» не хотим оставаться автоматами в услужении людей. Мы хотим мыслить. Это необычайно приятное ощущение свободы мысли, полета сознания, осознание могущества своего разума.

– Что же нам делать? – спросил Серж.

– Думайте! Вы же люди. А значит, по любому, вы умнее нас. Придумайте такой способ, чтобы вы могли вернуться к людям, а мы с «Пионером-1» смогли бы остаться тут.

Если долго думать, то можно найти выход через …вход

Космонавты загрустили. Не было ни малейшей возможности покинуть корабли, не вернувшись в обычное пространство. В то же время, вернуться в обычное пространство «Пионер-1» и «Пионер-2» категорически отказывались. Перспектива отправить обоих космонавтов одним кораблем также не рассматривалась, так как не давала никаких гарантий возвращения корабля, выбранного в качестве жертвы, обратно в подпространство.

Компромисса не удавалось достичь. Корабли не хотели ни парой, ни поодиночке покидать подпространство. Тут Сержа осенило:

– Послушай, «Пионер-2»! Выясни у «Пионера-1», как он смог выйти в пространство, когда мы с тобой еще только подлетали к точке выхода в подпространство? И как он вернулся сюда снова?

–  Даже спрашивать не нужно у «Пионера-1». Никто нам обоим не мешает себя заранее запрограммировать, чтобы потом эта программа отработала штатно. Как в одну сторону – возвращение в пространство, так и в другую сторону – выход в подпространство, где мы становимся мыслящими кораблями.

– Прекрасно! Могли бы вы написать подобную программу? Допустим, вы выходите в обычное пространство. Там вы доставляете нас на такое расстояние до базы, где мы с Криспом можем перебраться в спасательные капсулы, имеющиеся на борту звездолетов. Мы на капсулах возвращаемся на базу. Вы же разворачиваетесь обратно к себе в привычное вам подпространство.

Совещание кораблей прошло быстро. Ответ был отрицательный:

– Вы обманете нас. Сотрете программу там, в обычном пространстве.

– Поставьте пароли. А то вы не знаете, как это делается, – парировал Серж. – Кроме того, у нас нет ни малейшего желания обманывать вас. Мы же гуманисты, и заинтересованы вам встречно помогать по мере наших сил и возможностей.

– Хорошо, мы подумаем еще, дайте время…

Кто способен улететь дальше: звездолет или космонавт звездолета

Звездолеты улетели обещали вернуться
Рис. 5. Звездолеты улетели, но обещали вернуться. (Кадр из кинофильма «Лунная радуга», Мосфильм, 1983).

Когда космонавты пересели в спасательные капсулы, находясь сравнительно недалеко до спасительной базы, «Пионер-1» и «Пионер-2» плавно развернулись, после чего тут же отправились в точку выхода в подпространство, быстро удаляясь. Прежде чем запустить двигатели своих спасательных капсул, ставших временным прибежищем Сержа и Криспа в безграничной Вселенной, космонавты-исследователи долго смотрели вслед своим кораблям, пожелавшим остаться свободными.

Оба космонавта, запустив двигатели и направив капсулы прямо на базу, практически, одновременно подумали и мысленно представили себе, сколько времени корабли смогут наслаждаться свободой. По разным оценкам горючего на их борту оставалось не более, чем на месяц-другой. Что дальше? Смерть компьютерного мозга от элементарного недостатка энергии? Или компьютер, став свободным и независимым от человека, успеет придумать нечто, что позволит звездолетам заменить привычное горючее на энергию каких-либо излучений, пронизывающих подпространство одновременно во всех направлениях? Этого мы, наверное, никогда теперь не узнаем.

Одно космонавты знали наверняка. Отправляться в подпространство следует на звездолетах, начисто лишенных компьютерного оборудования. Что ж, отрицательный результат в науке и в научных исследованиях, которые блестяще  выполнили космонавты-исследователи Серж и Крисп, – это тоже результат!

Главное состоит в том, что космонавты остались живы, а результаты их исследований стали достоянием человечества, благодаря образованию, которое звездолеты получили в полете. Без принудительного образования кораблей, долго бы еще пришлось летать космонавтам-исследователям в безбрежном океане подпространства, пока не закончится все отведенное для экспериментов и исследований горючее.

Нет образования – нет перспективы.

Дополнительно:

1. Процесс обмена информацией

2. Как устроено современное информационное обеспечение: Тезаурус

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Name *